2010
  J-Rock
 
Направление:  рок
Истоки:  панк-рок, хард-рок, рок-н-ролл
Место и время возникновения: конец 19500, Япония
Родственные: рок




J Rock (japanese rock) -рок, который возник в Японии, переделанный под менталитет страны. Возник в результате возникновения новых течений с Запада.

Начало

После окончания Второй Мировой войны Япония попала под сильное влияние американской поп-культуры благодаря присутствию на территории Японии военных сил США в годы оккупации (1945-1951). Восстанавливая пострадавшую от войны экономику, Япония следила за новыми веяниями с Запада. Одним из таких новых веяний оказался американский рок-н-ролл, покоривший Японию в середине 50-х гг.
Как и многие страны мира, Япония попыталась привить иностранный рок на своей почве – и появился такой стиль, как рокабири (искаженное амер. «рокабилли»). Ранние японские поп-звезды представляли собой странные гибриды национального восприятия музыки и зарубежного рок-н-ролла. Таким был, например, альбом Идзуми Юкимуры под названием «Хи-но Тама Рок», в которой госпожа Юкимура исполняет песню Джерри Ли Льюиса «Great Balls of Fire» на японском языке, аккомпанируемая биг-бэндом.
Ранние японские рокеры начинали с исполнения кантри и вестерн музыки в группах, которые набирали популярность в молодежных кругах в начале 50-х гг. Клубы рокабири, такие как Tennessee в токийском районе Гиндза, были заполнены молодыми людьми, танцующими рок-н-ролл под песни на японском языке. Японские рокеры также позиционировали себя как модные представители молодежи, и вскоре группы молодых людей в характерных для рокабилли кожаных пиджаках и со смазанной гелем шевелюрой, именовавших себя рокабири дзоку (клан рокабилли), можно было увидеть на улицах японских городов.
С 8 по 14 февраля 1958 года в Японии прошел первый рок-фестиваль Western Carnival. На этом фестивале, организованном на территории токийского театра Нитигэки, присутствовало около 45 тыс. фанатов рокабири. Блиставшие на сцене звезды рокабири: Масааки Хирао, Кэйдзиро Ямасита и Микки Кертис – так завели аудиторию, что та танцевала, кричала, рвалась на сцену, а некоторые девушки даже бросали на сцену свое нижнее белье.
Сначала японские рокеры исполняли песни своих американских кумиров, однако вскоре они стали использовать национальный музыкальный материал для создания оригинального саунда, адаптируя японские народные мелодии и детские песенки для рокабири. Первой, по-настоящему оригинальной, японской рок-песней оказалась «Хоси ва Нандэмо Ситэ-иру» («Звезды знают все»), ставшая хитом в 1958 году и открывшая дорогу другим японским рок-композициям. За пределами Японии наиболее известным представителем рокабири был Кю Сакамото, основатель группы Paradise King. В мае 1963 года его сингл «Уэ-о Муитэ Аруко» («Пойдем же с поднятой головой») был выпущен в США под названием «Сукияки» и возглавлял Billboard pop charts на протяжении нескольких недель. Это была единственная в истории японская рок-композиция, достигшая такого большого успеха в Соединенных Штатах. Исполнитель этой песни погиб в авиакатастрофе в 1985 году.
Японские рекорд-компании в конце 50-х – начале 60-х гг. вместо того, чтобы дать возможность рокерам записывать ту музыку, которая принесла им заслуженную славу, заставляли их смягчать стиль исполнения до уровня рафинированных поп-песен, иногда даже традиционного энка, которая представляет собой эмоциональную балладную музыку с текстами о печали и неудавшейся любви. После того, как СМИ распространила информацию о диких сценах с Western Carnival, стала неизбежна негативная реакция на рок-н-ролл общественности. Старшее поколение, обеспокоенное упадком традиционных ценностей среди молодежи, выступила против рок-музыки. Рокабири-группы были запрещены к показу на телевидении на два года, было весьма сложно добиться разрешения от местных властей выступлений рокеров на сцене. В это время японский рок-н-ролл был заменен идору касю (певцами-идолами), яркими поп-исполнителями, чей имидж тщательно разрабатывался рекорд-компаниями.
В мае 1962 года Японию впервые посетила с концертами известная американская инструментальная серф-рок команда The Ventures, однако их визит был слабо освещен в японской прессе. Тем не менее к группе проявили интерес японские рокеры, которые стали имитировать саунд американцев.
Ко времени возвращения The Ventures в Японию в январе 1965 года, они уже стали признанными звездами, влияние их музыки на молодежь было огромным. Несмотря на языковой барьер, свойственный японцам в исполнении американской вокальной музыки, в стране возникли сотни студенческих ансамблей эреки (т.е. «электрогитара», от искаженного англ. «электрик»). Отечественные производители гитар не справлялись с нахлынувшим спросом на электрогитары, поэтому им приходилось связываться с крупными компаниями, такими как Victor (более известная в США как JVC), начавшими выпускать электрогитары. В 1965 году в Японии было выпущено свыше 760 тыс. электрогитар.
Сложилась аналогичная ситуация, что и в эпоху бума рокабири в 50-е гг., а именно – истэблишмент попытался запретить эреки. Публичное исполнение музыки на электрогитаре было запрещено отделом народного образования в городе Асикага (префектура Тотиги), полиция префектуры Сидзуока останавливала танцы в стиле эреки, опираясь на Закон о контроле над действиями, которые могут отрицательно сказаться на общественной морали. Несмотря на это, бум эреки был слишком значителен, чтоб его можно было пресечь.
Заслуживают внимания два гитариста, появившиеся благодаря буму эреки, – Такэси Тэраути и Юдзо Каяма. Такэси Тэраути начинал как участник кантри и вестерн группы Jimmy Tokita & The Mountain Playboys. В 1962 году он организовал свою первую эреки-группу The Bluejeans, в составе которой оставался до 1966 года. Пластинка группы 1966 года под названием «Корэдзо Сэрфин» («Это Серфинг») считается первым альбомом в стиле серф-рок в Японии. После того, как Тэраути ушел из The Bluejeans, он собрал новую группу The Bunnys, с которой записал классическую песню в стиле эреки, «Test Driver». Осенью 1968 года команда развалилась, и Тэраути организовал новую команду, используя название уже раскрученной группы, а именно – Takeshi Terauchi & The Bluejeans. Между тем, оригинальная группа The Bluejeans продолжала играть без своего прежнего лидера и даже выступала на разогреве у The Beatles на их японских концертах в 1966 году.

The Tokyo Beatles

Стиль игры Тэраути многое перенял от The Ventures, однако он более скоростной и неистовый, грязный, свободно использующий дурной такт гитар фирмы Mosrite. В дальнейшем Тэраути пытался адаптировать такие стили, как фламенко, энка, к основному стилю эреки. Он считается первым настоящим виртуозом игры на электрогитаре в Японии.
Юдзо Каяма, сын популярных актеров кино 30-х гг. Кэна Уэхара и Ёко Кодзокура, впервые прославился в качестве молодого актера-бунтаря в молодежном сериале «Вака Дайсё» («Молодой капитан»). Под влиянием The Ventures он собрал вместе со своими друзьями-актерами группу The Launchers и начал записывать песни, выпускаемые компанией Toshiba Records. Альбомы Yuzo Kayama & the Launchers представляли собой смесь из незамысловатых любовных баллад, рассчитанных на несовершеннолетних поклонниц, и дикого эреки, любимого рокерами.

В одной из серий «Вака Дайсё» под названием «Эреки-но Вака Дайсё» («Молодой капитан электрогитары»), снятой в 1965 году, Каяма и Такэси Тэраути появляются вместе, выступая в составе The Launchers. На две самые известные инструментальные композиции Каямы, «Black Sand Beach» («Пляж из черного песка») и «Ёдзора-но Хоси» («Звезда в ночном небе»), американцы The Ventures даже сделали кавер-обработки. The Ventures были настолько впечатлены выступлениями The Launchers в их совместном турне по Японии, что подарили Каяме одну из своих гитар фирмы Mosrite с автографом. В последнее время Каяма сосредоточился, главным образом, на своей карьере актера, хотя в 1994 году он записал римейк на собственный хит «Black Sand Beach», доказав, что его талант игры на гитаре не пропал с годами.

В июне 1966 года The Beatles приехали в Японию для проведения серии концертов в легендарном токийском Budo Kan Hall. Подобно тому, что произошло после приезда The Ventures годом раньше, после концертов The Beatles молодые японцы стали создавать свои бит-группы [4] в стиле ливерпульской четверки. Конечно, влияние The Beatles и других групп British Invasion [5] на японский рок было заметно и до 1966 года (существовала даже группа под названием The Tokyo Beatles, которая делала кавер-версии песен ливерпульцев с 1964 года), но живые выступления кумиров дали сильный толчок развитию отечественных бит-групп.

Group Sounds

Эта волна японского рока получила название Group Sounds (дословно «Звуки групп»), или GS. Считается, что термин был предложен на тв-шоу Юдзо Каямы, когда у него в гостях были Jackey Yoshikawa & The Blue Comets. Каяма пошутил над неправильным произношением Ёсикавы выражения «рок-н-ролл» – он его произносил как «лок-н-лорр». Ёсикава на это ответил, что японцам сложно произносить выражение «рок-н-ролл» правильно из-за двух «р» и «л». Ёсикава предложил Каяме создать термин, который бы японцы легко произнесли, на что Каяма ответил: «Почему бы не назвать ‘рок-н-ролл’ – ‘Group Sounds’?» После этой программы СМИ и японская молодежь стала использовать это новое выражение. Первой GS пластинкой считается «Фури Фури» («Тряси тряси»), выпущенная любительской рокабири группой The Spiders на лэйбле Crown Records в мае 1965 года. Затем, в марте 1966 года, группа Jackey Yoshikawa & The Blue Comets выпустила альбом на CBS под названием «Аой Хитоми» («Голубые глаза»), который был продан в количестве более полумиллиона экземпляров и неоднократно переиздавался. Две эти пластинки сильно повлияли на японскую рок-сцену, да и на музыкальную индустрию в целом. До возникновения GS существовал такой порядок, что сочинители песен подписывали контракт с рекорд-компанией, после чего опытный музыкальный продюсер учил их, как писать собственные песни. Но были и исключения, как, например, создатель хита the Blue Comets, «Аой Хитоми», Дзюн Хасимото, который был независимым журналистом. Успех его песни помог нарушить правила музыкальной индустрии в области сочинения песен.

С этого времени GS группы перестали просто копировать своих британских и американских кумиров и стали развивать свой чисто японский стиль, характеризуемый диссонирующими азиатскими мелодиями и совмещением рафинированного балладного попа с диким грязным рок-н-роллом. В 1967 году около 30 групп с именами, типа The Tempters, The Carnabeats, The Jaguars, The Tigers, выпустили свои дебютные альбомы. Первые GS группы были феноменально популярны в Японии: их, подобно The Beatles, повсюду преследовали истеричные фанатки, на концертах многочисленные фанаты неистово орали и буквально сходили с ума.The Tigers, The Jaguars и The Spiders даже сняли полнометражные фильмы в свою честь, с кричащими названиями, вроде «Спасите!» и «Безумный уик-энд». The Spiders пытались пробиться на мировой рынок, продавая пластинки за рубежом и выступая по странам Европы и Америки, но безуспешно. Однако, им удалось принять участие в легендарном британском тв-шоу «Ready Steady Go!». Несмотря на незначительные успехи The Spiders на Западе, поездки заграницу помогли укрепить их статус в Японии, где сам факт поездки заграницу считался признаком бешеной популярности группы. The Tigers отправились в США для того, чтобы снять рекламу для японского телевидения, и их пригласили для участия в шоу Эда Салливана. Это расценивалось японской прессой как прорыв японской группы на американском ТВ, однако никто не упомянул тот факт, что the Tigers были приглашены на это шоу, но не в качестве гостей, а как обыкновенные зрители.

Wild GS

Важно отметить различие между японскими и американскими группами: в отличие от своих западных коллег, японские команды сами не писали песен, а поручали это людям со стороны, как в случае с Дзюном Хасимото («Аой хитоми»). Вот за что блюстители чистоты японского рока отвергали GS группы как «сфабрикованные поп-продукты», подобно тому, как американские хиппи [7] расценивали The Monkees и другие поп-группы как «пластиковые».

Подобно старой голливудской контрактной системе в киноиндустрии, японские GS команды полностью контролировались продюсерами. Одна из крупнейших компаний, Watanabe Productions, заключала весьма жесткие и долгосрочные контракты со своими исполнителями, в том числе и со звездами рока The Tigers. В то время ходили слухи, что хотя the Tigers и имели доход в 1 млн. долларов в год, Watanabe Productions платила каждому участнику группы всего 300 долларов в месяц, а остальные деньги забирала себе. Барабанщик The Carnabeats рассказывал в одном из интервью, что ему пришлось посетить дом вокалиста Jaguars Сина Окамото инкогнито, потому как менеджмент The Carnabeats рассматривал другие группы в качестве потенциальных конкурентов и запрещал им общаться друг с другом. Хотя большинство GS хитов представляло собой любовные баллады благовоспитанных на вид молодых людей, а не политически и социально ангажированные песни нецивилизованных хиппи, движение Group Sounds было воспринято старшим поколением как угроза. Рост недовольства особенно усилился после сообщений прессы о многочисленных травмах на концерте the Tigers, проходившем в ноябре 1967 года, и историй тинэйджеров, которые сбегали из дома и преследовали своих кумиров. Давление на рок-культуру возобновилось.

В течение 1968 года руководство школ по всей Японии стало исключать учащихся, которые были пойманы на концертах GS групп. Дело дошло до того, что учителя стали дежурить у входа на концертные площадки и отлавливать юных фанатов рок-музыки. Наиболее опасными в этом отношении рокерами были The Tigers. Местные власти налагали запрет на проведение GS концертов, а к концу 1967 года компания NHK запретила трансляцию рок-выступлений по радио.

Этот запрет распространился на 500 радио станций и более 370 станций компании NHK. NHK получала тысячи гневных писем от родителей, которые были возмущены тем, что видели по телевизору своих детей, орущих во время выступлений музыкантов, отрывающих пуговицы от их пиджаков и дергающих их за волосы. Запрет ошеломил не только фанатов, но и самих музыкантов, но ненадолго, поскольку этот период времени характеризуется всплеском популярности GS групп. Как это ни странно, запрет не отразился на The Blue Comets, которых выделила компания NHK как пример того, какими должны быть настоящие рок-музыканты – короткая стрижка, консервативная одежда, пристойное поведение. Фанатов группы хвалили за их примерное поведение на концертах. То, что казалось признанием команды в конечном счете разрушило их карьеру, так как фанаты начали бойкотировать пластинки этих «предателей», чьи выступления продолжали транслироваться по NHK. Тем не менее после 10 бесславных месяцев The Blue Comets выпустили сингл, который вновь оказался в десятке музыкальных хитов.

В конечном счете бум GS исчерпал себя не только по причине стремления истеблишмента искоренить «угрозу» GS. В начале 1969 года было подсчитано, что в Японии существовало более 2000 GS групп, слишком много для столь малого японского рынка. Рекорд-компании подписывали контракты с малоизвестными рок-группами, надеясь заработать на них много денег, так же как в свое время на The Spiders или The Tempters. Стремясь продать больше пластинок, многие команды стали подражать обаятельному имиджу наиболее популярных западных групп, чтобы привлечь внимание молодых фанаток. Качество музыки этих исполнителей ухудшилось, и любители рок-н-ролла стали отдавать предпочтение более тяжелой ее разновидности, т.н. «New Rock» («Новый рок»), японскому аналогу западного хард-рока. Таким образом, к 1971 году большинство команд Group Sounds развалилось.

Внешний вид музыкантов




Непосвященных может ужаснуть увиденное. Ребята из j-rock-групп просто обожают изощряться в одежде и не только. Своих привязанностей к платьям, гриму и всяческим [женским штучкамk они не скрывают. Персонажи J-rock'а чаще всего женщины но не по половому признаку.

Если вы только начинаете своё знакомство с J-Rock'ом, то будьте готовы к тому, что первое время, при просмотре клипов Visual-групп, вы не сможете сразу определить - кто в данный момент на экране - парень или девушка (на самом деле, 97% всех японских рок-групп имеет чисто мужской состав). Так что не удивляйтесь.

И самое главное - надо запомнить, что данный сценический образ музыкантов ни в какой мере не свидетельствует об их "голубых" наклонностях. (В противном случае вам придётся сделать вывод, что 90% японских рок-музыкантов - придерживаются нетрадиционной ориентации). Нужно элементарно учитывать культурные особенности Японии. Исторически сложилось так, что в японских театрах Но и Кабуки женские роли всегда играли мужчины. И сейчас считается, что передать особенности женского образа и раскрыть его в полной мере способен только мужчина. Поэтому для японских фэнов своим имиджем "вижуалисты" лишь подчёркивают артистичность своих натур. Кроме того, с точки зрения японца, мужчина с накрашенными ногтями, длинными волосами и оттенёнными глазами не "голубой", а как раз наоборот - дамский угодник.


Итак, многие J-rock-группы придерживаются стиля "Visual key" (в данном случае это следует произносить, как "Вижуал кай"). Изначально это делалось с целью привлечения к себе внимания публики (и удавалось, да и сейчас удаётся), а потом от него, зачастую, отходили или меняли.

Visual key - это обобщённое название, характеризующее стиль и внешний облик музыкантов. Как правило, это выражается в большом количестве макияжа, оригинальных сценических костюмах и устрашающем образе/имидже. Причём, в зависимости от стиля музыки, этот имидж может претерпевать изменения.




Нужно иметь в виду, что для J-rock музыкантов их внешний облик играет ничуть не меньшую роль, чем непосредственно музыка. Правильнее будет сказать, что у Visual-групп музыка и образ - это понятия равнозначные, дополняющие друг друга. Очень часто внешность исполнителей несёт некую информацию. Любое музыкальное направление рано или поздно рождает свой стиль в одежде, макияже и аксессуарах. Visual kei рассматривается как и с музыкальной, так и с визуальной стороны, - неотделимо одно от другого. Visual key как стиль представляет себе полную мешанину и в музыке, и в образах, потому что был порожден увлечением японцев музыкой и стилем западных групп совершенно различных направлений, с добавлением j-rock'a в эту гремучую смесь. Поэтому его рассматривают и как отдельный, обособленный жанр J-rock, выделяя в нем стилистические поджанры.

Nagoya kei - первоначально зародился в Нагойе, и все группы оттуда автоматически относились к nagoya kei. Характеризуется обычно выделяющимися бас-партиями, мрачным вижуалом; костюмы в темной цветовой гамме больше похожи на casual, без изысков. Примеры: Gullet, Deadman, Phobia, Lynch., (Deathgaze), Gazelle и -OZ-.


Kote kei - образовано от слова "" или "" для краткости. Означает "черезчур", "сверх меры". Это обычно очень экстремальный, готический вижуал, в стиле Матины. Примеры: вышеупомянутая Матина, Misery, Earl Grey, Metis Gretel и т.д. К современному kote kei можно причислить ранних 12012.

Oshare kei - - "oshare" - означает либо глагол "одеваться стильно", либо прилагательное "стильный". Жанр зародился с ростом популярности стиля decora в Японии: это и пирсинг, и яркие одежды, очки, украшения, аксессуары. Музыка скорее похожа на поп-рок/поп-панк, тексты в основном о счастливой любви, конфетах, голубом небе с белыми облачками и всякой другой милой, счастливой ерунде.



Хотя, на японской рок-сцене есть группы и вовсе не использующие Visual key. Их также не мало. А есть те, что когда-то использовали эту стилистику, а потом отказались от неё.

Кстати, "переосмыслением" заморских музыкальных идей грешили не только японцы. Мэрлин Мэнсон - яркий пример "неяпонского Visual key" (при этом необходимо сделать оговорочку: Мэнсон достаточно однообразен по сравнению с J-rock'ерами, экспериментирующими со своим обликом гораздо смелее и, главное, чаще). Мэрлин Мэнсон и Hide (тот самый, из 'X-Japan') были друзьями - и Hide подтрунивал над сценическим образом Мэнсона, "позаимствованным" у J-rock- музыкантов.